Подлинник Рубенса найден на Урале
Уникальные ценности порой обнаруживаются в самых неожиданных местах. Именно это произошло с картиной известного фламандского художника Пауля Рубенса, оригинал который был найден в музейном фонде небольшого уральского городка Ирбита в Свердловской области.
Уникальные ценности порой обнаруживаются в самых неожиданных местах. Именно это произошло с картиной известного фламандского художника Пауля Рубенса, оригинал который был найден в музейном фонде небольшого уральского городка Ирбита в Свердловской области.
Полотно обнаружилось в маленьком городе на Урале. Пауль Рубенс – один из известнейших творцов эпохи Возрождения. Из-под его кисти в XVII веке выходили известные всему миру шедевры живописи. Каким образом подлинное полотно великого фламандца попало в музей небольшого городка, никому не известно.
Название картины – «Кающаяся Мария Магдалина и сестра ее Марфа». В течение долгого времени это полотно считалось лишь копией работы великого художника. Работники Государственного музея Ирбита в Свердловской области не могли даже предположить, что в их собственном музее находится столь важная культурная и историческая ценностью Подлинность картины была подтверждена российскими специалистами после проведения тщательной экспертизы.
Полотно «Кающаяся Мария Магдалина и сестра ее Марфа» хранилось на складе музейного фонда Государственного музея Ирбита. В течение нескольких десятков лет картина не показывалась на свет в ожидании реставрации. Это уникальное полотно появилось в музее в 1975 году. Картину передали Государственному музею Ирбита сотрудники Эрмитажа. Специалисты не сомневались в том, что это полотно является всего лишь качественной копией работы знаменитого фламандского мастера.
Согласно источникам, картина Рубенса попала в Российскую сокровищницу в 1931 году. Это полотно было конфисковано у Александра Якобсона, который был профессором Петербургской медико-хирургической академии. Якобсон был не только известным медиком, но и знаменитым коллекционером художественных произведений. Его коллекция перешла в государственную собственность и была расформирована по музеям СССР.
Когда полотно попало в Государственный музей города Ирбита, оно находилось в очень плохом состоянии, поэтому было невозможно определить его подлинность. Реставрацией картины не занимались несколько десятилетий. И только в начале 2010-х годов специалисты провели тщательную реставрацию полотна и после экспертизы поняли, что имеют дело с работой самого Рубенса. Это стало понятно не только сотрудникам музея, но и ведущим российским искусствоведам, которые оценивали подлинность картины.
Несмотря на то, что на сегодняшний день искусствоведы и музейные работники абсолютно уверены в подлинности полотна, существует предположение, что не все фигуры, изображенные на картине «Кающаяся Мария Магдалина и сестра ее Марфа» были написаны кистью самого Рубенса. Можно предполагать, что великий художник работал с учениками, которые изображали Марфу, сестру Магдалины. Абсолютно точно можно утверждать, что лицо и руки самой Марии Магдалины созданы лично Рубенсом.
Существует еще одна картина с таким же названием, которая также принадлежит кисти Рубенса. Подлинность этой картины установлена давно, и полотно в настоящее время хранится в Художественно-историческом музее Вены, столица Австрии. Сложно сказать, почему художник создал две похожие картины. Возможно то полотно, которое было найдено в Ирбите, стало своеобразной черновой работой, в процессе создания которой мастер обучал своих учеников. В любом случае в Свердловской области неожиданно обнаружилась великая ценность, и теперь жители города Ирбита и работники Государственного музея могут по праву гордиться своей реликвией. Увидеть картину в музейной экспозиции могут все желающие.