Госдума против «черных копателей»
Так называемые «черные копатели» - настоящие враги археологов. Они проводят нелегальные раскопки, а все ценные находки перепродают в частные коллекции, лишая ученых возможности изучить предметы и сделать их национальным достоянием.
Так называемые «черные копатели» - настоящие враги археологов. Они проводят нелегальные раскопки, а все ценные находки перепродают в частные коллекции, лишая ученых возможности изучить предметы и сделать их национальным достоянием. В борьбе с «черными копателями» законодательные органы Российской Федерации собираются принять новый закон, который сегодня горячо обсуждается не только в Государственной Думе, но и на интернет-форумах, посвященных археологии и кладоискательству.
Многие уверены, что, как и многие законы в нашей стране, этот закон не будет работать так, как должен. Поскольку предполагается полностью запретить поиски с использованием металлодетектора, вместе с «черными копателями» могут пострадать и те, кто просто увлечен историей родного края. Между тем, в нашей стране металлопоиском занимается около миллиона человек. Эта цифра была получена из статистики продаж металлодетекторов. Археологов же значительно меньше, их исчисляют лишь сотнями. При этом профессионалы тратят на раскопки месяцы, а любители – часы.
Владислав Лавров, увлекающийся металлопоиском, продемонстрировал свои находки, объясняя, что найденные им предметы не имеют большой стоимости и особой ценности с точки зрения науки. Он не относит себя к «черным копателям», но, тем не менее, не поддерживает поправки к закону о кладоискательстве. Свое недовольство изменениями в законодательстве Владислав выразил в открытом письме депутатам Государственной Думы, которое он разместил в сети. Для археологов-любителей это не способ обогащения за счет государственных ценностей, а лишь увлекательное хобби. Многие дети, которые начинают интересоваться металлопоиском, впоследствии проявляют интерес и к истории своей страны. Запрет использования металлоискателей лишит массу людей любимого занятия, в то время как «черные копатели», действительно нацеленные на заработки, все равно смогут найти способы обойти закон и продолжать свою деятельность. Между тем нарушителям закона грозит штраф до 600 тысяч рублей или срок лишения свободы до шести лет.
По мнению составителей поправки к закону, закон направлен на то, чтобы защитить именно археологию, а не преследовать тех, кто хочет на собственном огороде найти потерянные ключи или крышку от самовара. Сегодня же «черные копатели» массово продают за большие деньги найденные ими ценности. Например, на Измайловском рынке можно купить бесценные артефакты, относящиеся к финно-угорскому периоду. Если бы существовала возможность запретить проводить такие раскопки неквалифицированным археологам, не обладающим санкцией от государства, проблема сохранности государственных ценностей не стояла бы так остро. Именно так считают инициаторы введения поправок к закону.
Перед тем, как заняться раскопками, «черные копатели» сначала диагностируют верхние слои почвы, глубина которых около 20-30 см. Проверить более глубокие слои обычно не позволяет металлоискатель. С помощью тяжелой техники можно снять верхние слои почвы и обеспечить более четкие показания металлоискателя. Однако далеко не все, кто занимается металлопоиском, может быть отнесен к «черным копателям». Статистика выглядит примерно следующим образом. Около 10% - действительно нелегально выкапывают исторические ценности и распродают их, остальные 90% просто увлекаются историей. И из них, в свою очередь, около 70% точно знают, где и что можно искать, а где нельзя, и лишь 30% археологов-любителей может случайно повредить культурный слой почвы, не разбираясь в предмете.
Так что вопрос о пользе новых поправок к закону пока что остается открытым. Несмотря на то, что есть сторонники и противники, закон, скорее всего, все-таки будет принят.